Ростки восстановления гостиничной индустрии

от | 21 Янв, 2022 | Нет комментариев

По данным аналитиков гостиничная индустрия прошла переломный момент и готова перейти к восстановлению. Исследования компаний, отслеживающих ситуацию на рынке гостиничной недвижимости, свидетельствуют о том, что есть серьезные признаки восстановления спроса.

Гостиничная отрасль прошла переломный момент и готова к восстановлению

На основании аналитических данных компаний, отслеживающих ситуацию на рынке гостиничной недвижимости, таких как Amadeus (исследования, представленные в апреле, сентябре и декабре 2021 и январе 2022), компанией STR, JLL Cushman & Wakefield) наблюдают ростки восстановления гостиничной индустрии и делают вывод о том, что отрасль прошла переломный момент.

Влияние пандемии COVID-19 на гостиничную индустрию оказалось колоссальным. Прошло почти два года с того момента, как человечество столкнулось с COVID-19. После шока 2020 года с локдаунами, отменой большинства перелетов и другими ограничениями в передвижении, индустрия гостеприимства до сих пор не смогла оправиться. Уровень заполняемости гостиниц, напрямую коррелирующий с возможностью и желанием людей путешествовать, колеблется от месяца к месяцу, от страны к стране и от региона к региону и зависит от текущих ограничений, мер безопасности, наличия вакцин и многих других факторов, которые сказываются на уверенности потребителей.

Хотя спрос на гостиничные услуги еще не достиг уровня 2019 года, но хорошая новость заключается в том, что по сравнению с прошлым годом в 2021 году во всех регионах наблюдался положительный рост заполняемости отелей.

Постепенный рост заполняемости отелей

Критичным для гостиничной индустрии был апрель 2020 года, когда из-за повсеместных локдаунов уровень заполняемости отелей в мире упал до исторического минимума — всего 13%. Это потребовало принятия радикальных мер: от резкого сокращения расходов, перевода персонала на неполный рабочий день и/или увольнение части персонала, вплоть до закрытия некоторых объектов, а также привлечение дополнительной ликвидности для обеспечения более устойчивого финансового положения.

Worldwide Hotel Net Reservations 2020-2021

Переломным моментом для индустрии гостеприимства стал апрель 2021. Уровень заполняемости гостиниц во всем мире составил 46%. Это самый высокой показатель с начала пандемии. Рост спроса по сравнению с предыдущим годом составил 60%.

В апреле 2021 г. мировая гостиничная индустрия регистрирует +60%-ный прирост количества бронирований с начала года, что свидетельствует о росте уверенности путешественников.

Конечно, не стоит забывать, что мы имеем дело с эффектом низкой базы, поскольку в апреле 2020 гостиничная индустрия зарегистрировала абсолютный минимум спроса из-за объявленных в большинстве стран мира локдаунов. Однако дальнейшее развитие событий показало, что несмотря на все трудности ситуации, связанными с ограничением путешествий, спрос на отели понемногу восстанавливается.

И если в апреле 2021 мы видели лишь намеки на улучшение ситуации, то к сентябрю стало понятно, что это устойчивый тренд.

Продолжающийся рост заполняемости отелей во всем мире вселяет надежду. Однако, стоит отметить, что не все регионы восстанавливаются равномерно.

Так, например, Китай и Северная Америка, восстанавливаются быстрее других. Уровень заполняемости отелей там составляет 62% и 51% соответственно, что обусловлено популярностью внутреннего туризма, который отчасти компенсировал недостаток международных и деловых поездок. В Азии общий уровень заполняемости составил 34% в апреле, но он значительно меняется в зависимости от правил путешествий и размера страны.

Картина в Европе менее благоприятна, и восстановление спроса на отели шло значительно медленнее, и составляло 18% на конец апреля 2021 года, что, возможно, объясняется многочисленными и постоянно меняющимися ограничениями на поездки, которые не наблюдаются в других регионах.

По результатам 2021 года средняя загрузка отелей Европы составила 36%. Четыре месяца подряд (август, сентябрь, октябрь и ноябрь) заполняемость отелей превысила отметку в 50%.
В отличие от большинства Европейских городов ситуация на российском рынке была значительно лучше, что объясняется меньшим количеством ограничений.

Москва, например, единственный среди крупных городов Европы, где загрузка отелей превысила отметку в 50% по результатам 2021 года.

В общем и целом, оправдались надежды аналитиков команды Cushman & Wakefield на то, что «за 2021 г. гостиничный рынок Москвы «оттолкнется от дна» и начнет активное восстановление». По словам Марины Смирновой, партнера и руководителя департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield, за 11 месяцев 2021 года московский гостиничный рынок вышел на средний уровень загрузки в 60,5%, причем даже в месяцы, отмеченные очередной «волной» COVID-19, загрузка не опускалась ниже 50%, что свидетельствует о значительном потенциале внутреннего спроса.

Согласно аналитике консалтинговой компании JLL, по итогам 2021 года рынки брендированных гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга продемонстрируют значительный – в 2–2,5 раза – рост показателя RevPAR (доход на доступный номер), однако он пока ниже уровня 2019 (до начала пандемии).

В Москве наблюдается значительный рост заполняемости: в брендированных отелях средневзвешенная загрузка составит 60%, увеличившись на 22 п.п. по сравнению с 2020 годом. Средневзвешенный тариф (ADR) вырастет ориентировочно на 19% – до 6,8 тыс. руб. с 5,7 тыс. руб. годом ранее. Таким образом, средневзвешенный показатель дохода на доступный номер увеличится на 88%, приблизившись к 4,1 тыс. руб. Тем не менее RevPAR практически на 30% отстает от уровня 2019 года.

В отличие от столицы средневзвешенная загрузка брендированных гостиниц Санкт-Петербурга, по итогам года, по прогнозу экспертов JLL, составит около 44%, увеличившись на 15 п.п. к уровню 2020 года. Средний тариф вырастет более чем в 1,5 раза к предыдущему году и почти на треть в сравнении с 2019-м, до 7,5 тыс. руб. Таким образом, RevPAR увеличится приблизительно на 130% и составит 3,3 тыс. руб. Отставание от допандемийного 2019 года составляет около 13%. По мнению экспертов JLL, рост среднего тарифа в Петербурге скорее “искусственный” и вызван “деформацией” спроса: групповой туризм в городе отсутствует и в ограниченном объеме представлены только индивидуальные гости, которые, как правило, бронируют номера по самым высоким тарифам.

Растущий темп бронирований

Еще одним аргументом в пользу восстановления спроса на гостиничном рынке является рост темпа бронирований, который отмечался на протяжении второй половины 2021, особенно отчетливо это было видно в декабре.

На диаграмме представлены данные компании Amadeus, фиксирующие уровень загрузки и темпы бронирований отелей по различным регионам по состоянию на 17 ноября, 10 декабря и 17 декабря.

Несмотря на то, что до показателей 2019 года еще далеко, но картина становится еще более оптимистичной, если проанализировать бронирования, полученные отелями по всему миру: с начала 2021 года чистый прирост количества бронирований (новые бронирования минус отмены в конкретную неделю бронирования) увеличился на 60%.


Растущий темп бронирований также свидетельствует о росте уверенности путешественников. Мы все надеемся, что данный тренд будет набирать обороты.

По сравнению с другими крупными городами Европы Москва выглядит достаточно позитивно. Санкт-Петербург, ориентированный в основном на международных путешественников, не смог показать аналогичные результаты, но тенденция роста заметна и там.

Удлинение окна бронирования

Одним из трендов путешествий во время пандемии стало бронирование гостиниц в последнюю минуту, поскольку характер путешествий людей изменился. Заранее спланированные отпуска, часто в другие страны, уступили место спонтанным поездкам внутри страны.

В начале апреля 2020 года, на пике первой волны, 62% всех бронирований по всему миру были сделаны в период до семи дней до начала поездки, причем 41% бронирований были сделаны в день заезда в отель. Такое поведение путешественников в значительной степени усложнило операционную работу в отеле, трудно составить прогноз, адекватное расписание для персонала, закупить правильное количество необходимых продуктов, если горизонт планирования сократился до минимума. Отели просто не знали, сколько гостей они будут размещать в каждый конкретный день.

Доля бронирований с более длительным периодом до заезда – от 8 до 14 дней, от 15 до 30 дней и от 31 до 60 дней, составляли лишь 5%. В то время как до пандемии нормой было окно бронирования от 7 до 14 дней или 30 и более дней для бронирований, связанных с семейным отдыхом.

По данным последних недель, количество бронирований, сделанных в день поездки, сократилось по всему миру с 39% на первой неделе 2021 года до 23% на неделе 25 апреля 2021 года, а количество бронирований за 31 — 60 дней увеличилось с 6% на первой неделе 2021 года до 11% на неделе 25 апреля 2021 года. Окна 8–15 и 15–30 дней, хотя все еще отстают от показателей 2019 года, более соответствуют историческому контексту, чем поведение, наблюдавшееся во время разгара пандемии.

В разгар первой волны инфекций в апреле 2020 года 62% всех бронирований по всему миру были сделаны в течение 7 дней до начала поездки.

Все это говорит о том, что уверенность возвращается, и люди снова начинают планировать поездки заранее. Несмотря на то, что уровень предварительного планирования еще не достиг того уровня, к которому привыкла отрасль, это долгожданный шаг в правильном направлении.

На момент января 2022 мы фиксируем увеличение длительности данного показателя, что дает повод для осторожного оптимизма.

Как извлечь выгоду из этих трендов

Несмотря на то, что налицо ростки восстановления спроса на рынке, важно понимать, что ситуация с пандемией еще не закончилась и в 2022 году ситуация в туристической отрасли продолжит быть неопределенной из-за возможности введения дополнительных ограничений и ужесточения мер безопасности от региона к региону. А это значит, что отельерам необходимо научиться работать в ситуации неопределенности.

Что же можно предпринять, чтобы использовать знания о существующих трендах и превратить их в возможность увеличения выручки?

Прежде всего: адаптировать процесс планирования, чтобы иметь возможность регулярно анализировать результаты и определять малейшие колебания спроса и оперативно реагировать на них. Регулярно мониторить не только фактические, но и перспективные показатели спроса на рынке

Регулярный анализ операционных показателей отеля

Если раньше в условиях относительно стабильной ситуации было достаточно разработать стратегию развития бизнеса и продаж на год, то с приходом пандемии динамика процессов на рынке изменилась. В таких условиях решения, принятые год назад, вряд ли будут актуальными. Регулярно оценивая и анализируя основные операционные показатели, и сравнивая их с показателями предыдущих периодов и показателями рынка, отельеры смогут нащупать существующие и формирующиеся тренды и извлекать максимальную пользу, быстро адаптируя стратегию продаж под текущую ситуацию на рынке.

Мониторинг перспективных рыночных данных

Мониторинг перспективных рыночных данных и ключевых показателей спроса на рынке, таких как глубина бронирования, предпочитаемые каналы бронирований и т. д. позволит правильно выстроить коммуникацию с потенциальным гостем и обеспечить лояльность гостей на долгие годы вперед. Например, очень важно знать, получаете ли вы львиную долю бронирований за несколько дней или всего за несколько часов до заезда. Интересуют ли ваших потенциальных клиентов специальные предложения или скидки? Если глубина бронирования удлиняется более, чем на 7 дней, это указывает на рост уверенности путешественников и начало возвращения к более нормальному статус-кво.

Совершенно очевидно, что из-за постоянно меняющейся обстановки с мерами безопасности и ограничениями, короткое окно бронирования — это тенденция, которая будет сохраняться на протяжении всего периода пандемии: почти все бронирования по всему миру осуществляются в течение 0–7 дней до поездки.

Такое поведение покупателей требует от отельеров тщательного мониторинга условий местного рынка и наличия широкого спектра готовых к применению решений. Примерами таких решений могут быть использование цифровых технологий онлайн, социальные сети СМИ и рекламу, которые были названы самой полезной технологией во время пандемии в ходе опроса отельеров. А сочетание проактивных электронных рассылок, адаптивной рекламы и акций в поисковых системах, социальных сетях, на мета-поисковых платформах, оптимизация поиска, использование GDS позволит отелю оставаться на виду именно на тех каналах, которыми пользуются путешественники и посредники.

Материал подготовлен командой Impulse Hospitality.

При подготовке данного материала мы пользовались следующими источниками:

  1. Rebuilding Hospitality: Trends in Demand, Data and Technology That are Driving Recovery
  2. Hospitality Market Insights Report January 2022 (нужна регистрация)
  3. What will drive hotel recovery in 2022?
  4. Гостиничные номера в Москве подорожали на 22% в 2021 году
  5. Отчет #MARKETBEAT Lite Q4 2021 (RUS)
  6. Гостиничный рынок в России восстанавливается до предпандемийного уровня за счет роста внутреннего туризма
  7. Webinar: DACH Update — 26 November

Надеемся, что информация, собранная нашей командой о трендах бронирования и как их можно использовать для увеличения выручки поможет вам увеличить выручку вашего отеля.

Комментарии

Поделитесь вашим мнением

Оценить статью
[Всего: 1 Среднияя оценка: 5]

Команда Impulse Hospitality

Команда людей влюбленных в гостиничный бизнес, с практическим стажем работы в различных отелях как на рынке России, так и за рубежом

Пожалуйста, оцените статью. Это поможет нам готовить для вас более полезные материалы.

Самые популярные посты

Хотите получать статьи автоматически?

Подпишитесь на нашу рассылку!

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *